УЧИТЬ ЛИ РЕБЕНКА МУЗЫКЕ?


УЧИТЬ ЛИ РЕБЕНКА МУЗЫКЕ?
 
         Пожалуй, нет таких родителей, которые не мечтали бы дать своим детям хотя бы элементарное музыкальное образование. Малыш еще только делает первые шаги, а мы уже представляем его стоящим на сцене с крохотной скрипочкой в руках, играющим в духовом оркестре… А уж если у малютки явно есть музыкальные способности, судьба его, как правило, предрешена: как только кроха сможет дотянуться до рояля, его обязательно отдадут «на музыку».
         Будьте готовы к тому, что в течение многих лет малышу придется по три-четыре раза в неделю ходить на занятия, ежедневно не менее часа проводить за инструментом, заниматься и во время каникул. Готовы ли вы к этому? Хватит ли у вас на это терпения и сил? Ведь ответственность за домашние занятия малыша ляжет на ваши плечи, и даже если ваш ребенок ‒ будущий Моцарт, ему далеко не каждый день будет хотеться сидеть за гаммами. Если же ваше чадо не обладает выдающимися способностями, учеба в музыкальной школе станет для него тяжелой, почти непосильной нагрузкой. Не оказавшись среди лидеров, «блистающих» на отчетных концертах, малыш совершенно незаслуженно будет чувствовать себя аутсайдером и неудачником.
         Ну, а если ребенок действительно талантлив, его способности могут начать нещадно эксплуатировать, его жизнь превратится в бесконечную череду репетиций, конкурсов и фестивалей, в ней не останется времени для других, не менее важных и интересных дел.
Так что же, вообще не учить ребенка музыке? ‒ спросите вы. Конечно же, учить. Есть масса способов научить малыша наслаждаться музыкой, чувствовать ее, помочь ему овладеть музыкальным инструментом, развить его слух и чувство ритма.
         Не стесняйтесь петь ребенку сами. Не так уж сложно разучить несколько детских песенок, да и если вы не правильно споете мелодию, тоже большой беды не будет: живой и любимый мамин голос для малыша полезнее любого, самого высокопрофессионального исполнения.
         Обязательно покупайте музыкальные сказки, детские переложения известных опер (где рассказывается сама сказка – например, о царе Салтане – и исполняются наиболее известные арии).
Перед тем, как поступить в музыкальную школу, обязательно проконсультируйтесь с врачом. Для занятий на некоторых инструментах, существуют противопоказания: нельзя играть на флейте при повышенном внутричерепном давлении, на скрипке – при сколиозе и сильном плоскостопии.
         Кроме того, непременно проверьте малышу зрение: даже при очень незначительном дефекте у ребенка будут уставать от чтения нот глазки, могут начаться головные боли. Занятия музыкой не должны нарушать режим дня малыша, мешать прогулкам, занятиям спортом, полноценному общению со сверстниками.
Как бы это ни было трудно, постарайтесь не раздражаться, занимаясь с малышом дома. Занятия потеряют всякий смысл, если ежедневно будут сопровождаться слезами и наказаниями. Во всяком случае, еще никого не удалось заставить любить музыку таким способом.
         Если малыш категорически отказывается ходить в музыкальную школу, или вы почувствовали, что занятия не доставляют ему никакого удовольствия, да и успехов особых не видно, не делайте из этого трагедии. Деликатно предложите ребенку попробовать заняться чем-нибудь другим. Может быть, через год-два он сам вернется к занятиям.
Но даже если ребенок больше никогда не сядет за инструмент, не беда. Зато он навсегда запомнит, что вы поняли его и с уважением отнеслись к его решению. Ну, а любить и понимать музыку могут и те, кто не умеет играть на рояле.
 
 

 
ОТДАВАТЬ ЛИ РЕБЕНКА В МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКОЛУ?
           Перед многими родителями стоит вопрос: чем занять свободное время ребенка? И найти нужно что-то, что сеет разумное, доброе, вечное, но в то же время что-то интересное, чтобы чадо не скучало. Часто выбор падает на музыкальную школу. На вопрос «Отдавать ли ребенка в музыкальную школу?» я бы ответила «Да!». Ведь занятия музыкой развивают, расширяют кругозор и прививают чувство прекрасного.
Музыкальные школы предлагают богатый выбор инструментов для обучения: духовые, струнные, клавишные, ударные.
Но прежде чем выбрать инструмент, ответьте себе на несколько вопросов:
•        Нравится ли ребенку инструмент?
•        Готов ли он физически для этого инструмента (баян, аккордеон требуют определенной физической подготовки)?
•        Готовы ли вы слушать звуки этого инструмента каждый день, при том, что первые несколько лет чистого исполнения вы не услышите?
Если ответы по всем пунктам положительные, то в добрый путь!
 
Минусы музыкальной школы, о которых нужно знать:
— Человеческий фактор. Многие занятия проходят не в группах, а один на один с учителем, поэтому к выбору наставника нужно отнестись с особой тщательностью. Музыка — дело тонкое и легко дается не всем, а неподходящий преподаватель может убить в ребенке любовь к музыке и развить комплексы. Но если уж повезёт с педагогом, остальные минусы можно пережить.
— Большая нагрузка. Занятия в музыкальной школе - это ежедневный труд. Помимо школы, ребенку нужно заниматься по несколько часов в день дома. Плюс подготовка к выступлениям и экзаменам.
— Скука. Разучивание гамм и этюдов вряд ли приведет кого-то в восторг. Да и классические музыкальные произведения вкусам школьников не всегда соответствуют. До классики еще нужно дорасти.
— Проблемы со здоровьем. Нерегулярное питание, стрессы во время концертов и экзаменов могут привести к сбою пищеварительной системы и ослаблению иммунитета.

Плюсов музыкальной школы более чем достаточно.
Дети этих плюсов обычно не видят в силу возраста, но о них непременно должны знать родители, которые задумываются о музыкальной школе для своего ребенка. Положительные стороны занятий музыкой:
+ Развитие музыкального слуха и постановка голоса. Без этого не обойтись будущему артисту, но даже если ваш ребенок не планирует связать свою жизнь с музыкой, умение чисто и хорошо петь ему точно не помешает.
+ Повышение уровня культуры. Ребенок получит знания о музыкальных направлениях, композиторах, истории музыки. Даже не самый примерный ученик будет знать, что Сальери Моцарта не убивал, а Сметана — это не только кисломолочный продукт.
+ Развитие усидчивости и трудолюбия, умения распределять свое время. Без этих качеств успешно учиться в музыкальной школе, в общеобразовательной школе,  да и просто жить практически невозможно.
+ Рост уровня интеллекта и развитие речи. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, что положительно влияет на речевую деятельность. Доказано, что дети, которые занимаются музыкой, опережают сверстников в развитии: они лучше и быстрее читают, грамотнее говорят, лучше воспринимают и обрабатывают информацию. Музыкантам легче даются иностранные языки: натренированная память и хороший слух помогают быстро запоминать иноязычные конструкции и положительно влияют на произношение. Более того, у ребенка равномерно развиваются оба полушария мозга, т.к. на музыкальном инструменте играют двумя руками. Все это ведет к общему росту уровня интеллекта.
+ Повышение уверенности в себе. Постоянное участие в концертах помогает ребенку раскрыться и справиться со страхом публичных выступлений.