Кризис трех лет
Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменение не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела, внутренних органов).
Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым? Возможно, он переживает кризис.
Признаки кризиса трех лет
УПРЯМСТВО
Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.
Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка.
СТРОПТИВОСТЬ
Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).
СВОЕВОЛИЕ
Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).
СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ
Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.
ДЕСПОТИЗМ
Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
НЕГАТИВИЗМ
Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.
«Особенности общения с ребенком в период «кризиса трех лет».
В чем состоит кризис 3-х лет и что нужно, чтобы с ним справиться?
Проблемы, возникающие в 3 года связаны с тем, что ребенок хочет, чтобы его независимость и самостоятельность признали сейчас же, для него важно любой ценой завоевать самостоятельность, пусть даже это чревато конфликтами с самыми близкими для него людьми... Опека, к которой так привыкает малыш до 3 лет, вдруг, в какой-то момент, становится преградой для его личностного роста. В 3 года он открывает себя как самостоятельную личность, но в силу своих возможностей все равно не может обходиться без мамы! И за это он сердится на нее, "мстит" по-своему, по-детски, не осознавая сам того, слезами, истериками, капризами. И капризы эти направлены только против тех взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают за ним, стараются предупредить его желания, сами не понимая, что ребенок уже "все может сам".
Взрослым важно понять, что кризисы неизбежны - это значит, что Ваш ребеночек развивается совершенно нормально. Не забывайте, что ребенок не соглашается с вами не только для того, чтобы "отстаивать" свою свободу, но и испытать Вас, ваш характер, найти слабости в нем, и при случае ими пользоваться. Поэтому система ваших требований должна быть согласована со всеми, кто участвует в воспитании ребенка. Очень часто ребенок твердит "нет" еще и потому, что он чувствует, что систему требований изменили, а почему - не понимает. И потом "нет" - это наше волшебное педагогическое воспитательное слово. И ребенок, подражая взрослому, чувствуя себя самостоятельным, начинает воспитывать вас. Поэтому система требований должна быть доступно понятна на том уровне, который доступен ребенку.
Как преодолеть капризы?
Сначала нужно понять причины капризов и упрямства.
Ими могут быть:
- плохое самочувствие во время болезни;
- призыв к общению;
- реакция на родительский запрет;
- стремление к самостоятельности;
- нарушение режима дня;
- смена обстановки;
- обилие новых впечатлений.
Предупредить появление капризов и преодолеть их можно, если:
- требования выражать в настойчивой, но спокойной форме;
- все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку;
- развивать самостоятельность в любой совместной деятельности;
- не стыдить за плач, а посочувствовать или отвлечь;
- реже запрещать ребенку «все трогать»;
- не прерывать бесцеремонно игру ребенка;
- укладывать спать в одно и то же время;
- смотреть по телевизору только определенные программы, а не все подряд.
Старайтесь:
- не драматизировать кризисную ситуацию;
- смягчайте конфликтные моменты, внося в них долю юмора;
- уважайте запросы ребенка;
- внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность его делами;
- неприятные процедуры (одевание) превратите в увлекательную игру.
Что делать родителям, чтобы помочь ребенку
пережить кризис трех лет
- Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.
- Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
- Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего, она будет громко сопротивляться.
- Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
- Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).
- При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что–нибудь нейтральное.
- Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
- Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по-очереди - ложка ему, ложка Саше. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, ...
- Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
- Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.