Организация развивающей предметно- пространственной среды

 

Предметно - развивающая среда логопедического кабинета
МБДОУ №10 «Дружные ребята»

Кабинет предназначен для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Он оснащён наглядно-дидактическим материалом, мебелью, компьютером. Имеется пожарная сигнализация.
При организации коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета учтены следующие  принципы:
  • доступности: материал для занятий подбирается с учётом возрастных, интеллектуальных и речевых особенностей детей;
  • системности:  весь материал систематизирован по разделам; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования;
  • здоровьесбережения:  проведена пожарная сигнализация; столы и стулья для детей соответствуют росту обучающихся; стены кабинета окрашены в тёплый, спокойный салатовый  цвет; мебель также имеет светлые, пастельные тона;
  • вариативности: наглядно-методический материал и  некоторые пособия многовариантны (в зависимости от задач обучения, возраста детей);
  • эстетичности: наглядно-методические пособия и игры выполнены из современных, ярких материалов, эстетично оформлены.
По целенаправленному оснащению и применению логопедический кабинет можно разделить на зоны:
  • индивидуальной коррекции речи;
  • групповой работы;
  • динамической разгрузки;
  • хранения наглядно-дидактических пособий и документации;
  • рабочее место учителя-логопеда.

1. Зона индивидуальной коррекции речи

Зона индивидуальной коррекции речи состоит из настенного зеркала (100х50), перед ним парта для индивидуальной работы (в соответствии с ростом ребенка). В кабинете имеется набор логопедических зондов для постановки звуков, картинки для артикуляционной гимнастики, наглядный материал для автоматизации и дифференциации проблемных звуков.
Также имеется методическая литература и пособия на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте; картинный материал.

2. Зона групповой работы

Включает настенную магнитную доску, детские настольные зеркала, столы и стулья. В данной зоне проводятся групповые занятия по коррекции нарушений чтения и письма, подгрупповые занятия по коррекции нарушений звукопроизношения, шкафы и полки для дидактического обеспечения.

3. Зона динамической разгрузки

Благодаря расширению площади логопедического кабинета, есть возможность выделения данной зоны. Здесь расположен мягкий уголок для релаксации, проводятся подвижные речевые игры, физминутки с использованием мягких модулей.

4. Зона хранения наглядно-дидактических пособий и документации

Весь материал систематизирован по разделам:
фонетика (звукопроизношение);
лексика, грамматика (развитие лексико-грамматических категорий, связной речи);
диагностика (альбомы и пособия для обследования речи);
развитие мелкой моторики;
дидактические игры для развития речи;
периодические издания.
Все пособия   внесены в паспорт логопедического кабинета.
Материал для самостоятельных игр находится в доступном для детей месте.  
Наглядно-методический материал по лексическим темам и по коррекции нарушений звукопроизношения расположены в папках на нижних полках специально встроенного, оборудованного шкафа. Там же  на верхнихполках хранится документация учителя-логопеда и методическая литература.
Для развития мелкой моторики пальцев рук  в логопедическом кабинете  имеются разнообразные конструкторы, различные виды мозаики, пазлы, бусы, счётные палочки, игровые пособия со шнуровкой,  пластиковые ёмкости с камнетерапией, трафареты, шаблоны (в соответствии с лексическими темами).
В кабинете также имеются игры для развития неречевых процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления. В работе используются игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов.

5. Рабочее место учителя-логопеда

Рабочее место логопеда оборудовано письменным столом, стулом. Имеется компьютер с набором обучающих программ.

 

Материалы для логопедического обследования

№ п/пНаименование
1Материалы - карты для логопедического обследования. (ламинированные)
2Карта логопедического обследования. О.И. Крупенчук
3Альбом по развитию речи. Володина В.С.
4Памятка логопеда по заполнению речевой карты.
5Логопедические заключения
6Характеристика детей с ОНР
7Диагностический материал по обследованию детей - логопатов
8Структура протокола обследования речи обучающихся.
9Мониторинг развития устной речи обучающихся.
 
10
11
12
13
14
15
16
17
18
 
Альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования:
  • «Обследование произношения» Звуки: а,о,у,и,п,к,х,м,н,ф,в
  •                                                         Звуки л,р
  •                                                         Звуки: ш,ж,щ,ч
  •                                                         Звуки: с,з,ц
  •                                                         Звуки: ш.ж.ч
  •                                                         Звуки: л,д,р
  • «Обследование грамматического строя речи».
  • «Составление и чтение  рассказов по картинкам».
  • «Составление и разбор предложений».
19Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слова
20Логопедические карточки для обследования фонематического восприятия и представления детей
21Логопедические карточки для обследования и развития лексико – грамматического строя и связной речи

 
 

Дидактические материалы по формированию звукопроизношения:

- Карточки для проведения артикуляционной гимнастики.
- Схема  с органами звуков и артикуляции речи
- Предметные картинки на все изучаемые звуки.  

 
 Материал для формирования лексико-грамматической стороны речи.

 

Дидактические материалы по формированию и автоматизации звукопроизношения:

№ п/пНаименование
1
  • Азова Е.А., Чернова О.О.

Набор домашних тетрадей (логопедических) «Учим звуки»

  1. С – Ш, З – Ж, С– Ч, Ч – Ц, Ш – Сь
  2. Р – Рь
  3. Ш – Ж
  4. Л – Ль
  5. З , Зь, Ц
  6. .         Р, Рь, Ль
2
  • Речевой материал для автоматизации шипящих звуков.
  •  Речевой материал для автоматизации свистящих звуков.
  • Речевой материал по автоматизации сонорных звуков.
3
  • Стихи и  скороговорки в схемах.
4
  • Игры на дифференциацию звуков
5
  • Шипящие
  • Свистящие
  • Соноры.
  • Звук «Р» в начале слова, в середине и в конце слова.
  • Звук «С» в начале слова, в середине и в конце слова.
6
  • Набор ребусов  по первым звукам.
7
  1. «Сложим слово по слогам»:
8
  • Схемы – пиктограммы (учим чистоговорки)
9
  1. «Построим Дом»
10
  1. Потерялся  звук в слове на картинке
19
  1. «Мышка – растеряшка»
20
  1. Многофункциональные  игры:
  • «Дом, в котором поселились звуки»
  • «Звуковой Вагон со звуками – пассажирами»
  • «Звуковые улитки»
  • « Цветные шапочки для звуков»
  • «Фея – ГРАМОТейкА»
21
  1.  «ОН, ОНО, ОНА – вот задача для Кота»
22
  • Найди заданный звук
23
  • Набор картинок для автоматизациюи звуков

Дидактический материал по развитию связной речи:

  •   Картинки В.В. Гербовой. «Картинки по развитию речи детей старшей группы».
  •  Схемы для составления рассказов.
  •  Наборы предметных картинок  и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов.
  •  Серии сюжетных картинок.
  •  Тексты для пересказа
  •  Кукольный театр
  •  Куклы перчатки
  •  Куклы носки

Дидактический материал по обучению грамоте:

- Какие слова спрятаны в букве
- Замки для звуков
- Ребусы. Кроссворды.                                        
- Веселая азбука.
- Азбука (магнитная).
- Касса букв
- Палочки, шнуровки, камушки для выкладывания букв.
- Кубики с цветными буквами

Материалы для развития мелкой моторики и речевого дыхания:

- Картинки с изображением упражнений пальчиковой гимнастики.
- «Театр пальчиков».
- «Волшебные шнурки».
- Мозаики, кубики, конструкторы.
- Трафареты, картинки для раскрашивания и штрихования, карандаши.
- Пуговицы, мелкие предметы и игрушки.
- Флаконы, султанчики, ветрячки.
- Счетные палочки.
- «Чудесный мешочек» и объёмные мелкие игрушки.
- Камнетерапия
- Куклы-носки     
         
   
 
 

 

 

 
 
 
 
 

 

Практические пособия по преодолению ОНР:

№ п/пНаименование
1Нищева В.Н. Рабочая программа учителя – логопеда ДОУ
Нищева В.Н. Занимаемся вместе (средняя и старшая группы)
Нищева В.Н. Взаимодействие специалистов в работе по преодолению ОНР (5-7лет)
2Колесникова Е.В. От звука к букве
Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи
Колесникова Е.В. Ну-ка, буква, отзовись!
Колесникова Е.В. Запоминаю звуки
Колесникова Е.В. От слова к звуку
3Ткаченко Т.А. Логические упражнения по развитию речи
4Шанина С., Гаврилова А., Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка
5Татарникова Л.Ю. Готовим руку к письму. Штриховка – дорисовка для детей 4-5 лет
6Рисую узоры, для одарённых детей
7Артикуляция звуков в графическом изображении. – М.,  2000.
8Левина А. Готовим руку к письму. Полный курс подготовки к школе (3-4 года)
Левина А. Весёлый счет. Полный курс подготовки к школе
Левина А. Начинаем читать. Полный курс подготовки к школе (4-5года)
Левина А. Развиваем речь. Полный курс подготовки к школе (4-5 года)
Левина А. Обучаем грамоте. Полный курс подготовки к школе
Левина А. Развиваем память. Полный курс подготовки к школе (3-4 года
9Татарникова Л.Ю. Учимся читать 6-7 лет
10Дурова Н.В. Читаем сами
11Ёлки – моталки первые прописи для малышей
12Буквы в картинках
13Нищева Н.В. Развивающие сказки

 

Авторские методические  разработки:

Шеремет М.К., Логвинова Л.Л., Лактюшина Т.Л.:

- Общее недоразвитие речи.
- Логопедическая работа с детьми с ОНР 5 года жизни.
- Логопедическая работа по устранению нарушений звукопроизношения.
- Дизартрия.
- Заикание.
- Алалия.
- Ринолалия.
- Введение в логопедию.

РАЗВИВАЮЩИЕ ДИСКИ

 

Физкультминутки на логопедических занятиях.
Пальчиковые гимнастики.  
Перечень рабочих картотек:

№ п/пНаименование
1КАРТОТЕКА  загадок по лексическим темам:
Овощи, Фрукты, Осень, Деревья,Ягоды, Одежда, Обувь, Посуда, Продукты питания, Дикие и домашние животные, Зимующие, перелётные и домашние птицы, Насекомые, Грибы, Игрушки.
 
2КАРТОТЕКА  загадок по лексическим темам:
Зима, Новый год, Город, Транспорт, Весна, Профессии, Цветы, Рыбы, Дом,
Мебель, Школа, Животные севера и жарких стран.
3КАРТОТЕКА дидактических игр, развивающих слуховое внимание и речевой слух.
4КАРТОТЕКА тематических упражнений для развития у детей чередования длительности дыхания.
5КАРТОТЕКА тематических упражнений для развития у детей речевого дыхания.
6КАРТОТЕКА  упражнений на  развитие физиологического дыхания.
7КАРТОТЕКА комплексов артикуляционной гимнастики для детей старшего возраста.
8КАРТОТЕКА артикуляционной гимнастики для детей старшего возраста.
9КАРТОТЕКА пальчиковой гимнастики, координация речи с движением.
10КАРТОТЕКА игр – миниатюр для развития слухового внимания.

 

Методическая библиотека:

 

№ п/пНаименование
1Игры – занятия со звучащим словом. Арушанова  А.Г.
22. Логоритмика. Новиковская О.А.
33.Логопедическое занятие в спец.детском саду. Лемиковская М.Б.
44.Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Коноваленко В.В.
55. Игры с прищепками. Творим и говорим. Фадеева Ю.А.
66. Креативные занятия – развлечения для детей 3 – 5 лет с ОНР. Елагина  О.В.
77. Коррекционная ритмика. Касицина М.А.
88. Преодоление ОНР у дошкольников. Волосовец Т.В.
99. Развитие речи детей 4-5 лет. Гризик Т.И.
1010. Формирование связной речи и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Коноваленко В.В.
1111. Логоритмика для детей  5-7 лет. Воронова А.Е.